Сайт педагога-психолога Бурхановой Анны Александровны

Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

« Детский сад № 469»

 

 

 

 

Программа социального партнерства с семьей  педагога – психолога ДОУ

на 2016 -2017год.

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

педагог- психолог

Бурханова Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Пояснительная записка………………………………………………..3 стр.

2. Содержание программы……………………………………………….4 стр.

3. Литература……………………………………………………………...9 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников.  Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.

Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.

 В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает  диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.

 Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.

С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ № 469  на 2016- 2017 год.

 

 

Содержание программы.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

 

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

 

5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Актуальность обусловлена двумя  основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.

   Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.

  Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

  Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

 Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задачи психолога:

· осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

·  решает по  просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

·  проводит  индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);

· обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

· проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

· обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.

·  педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

·  психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

· пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.

  Социальное партнерство  психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:

· научно-исследовательском,

· прикладном,

· практическом.

Научно-исследовательское направлениевключает изучение законов обучения взрослых (родителей), проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и  развивающих программ и др.

Прикладной аспектпредполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.

Практический аспектвключает в себя работу с  родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

·  Значимость социального партнерства для каждой из сторон;

· Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

· Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;

· Открытость и добровольность;

· Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;

· Уважение и доброжелательность друг к другу;

· Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

  Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

 Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.

 Психологическая профилактика -  целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

  Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

Психологическое просвещение родителей

Таблица №1

Дата проведения

Тематика консультаций

С кем проводиться

Сентябрь

«Проблемный ребенок. Как воспитывать агрессивного ребенка»

 

Старший возраст

Октябрь

«Поступаем в детский сад. Особенности адаптационного периода.»

 

Первая  младшая

Ноябрь

«Вам скоро в школу!»

Подготовительные группы

Декабрь

«Можно ли заменить родителей.»

Младший возраст

Январь

«Как взаимодействовать с тревожным ребенком»

 

Средний возраст

Февраль

« Индивидуально – психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

 

Старший возраст

 

Март

 

« Как воспитывать гиперактивного ребенка»

 

Средний возраст

Младший возраст

Апрель

«Какую выбрать школьную программу»

 Подготовительные группы  

Май

«Летний отдых ребенка»

 Первая младшая

 

 

 

Формы взаимодействия с семьей

Таблица №2

Дата проведения

Форма проведения

Тема

С кем проводится

В течение года

Консультации

Индивидуальное обследование детей по запросам родителей

 

Родители всех групп

 

Октябрь

 

Родительское собрание

«Адаптация в ДОУ»

Первая младшая,

Родительское собрание

«Готовность  к школе»

Подготовительные

Родительское собрание

«Невнимательные дети. Как помочь ребенку стать внимательным.»

 

Старшие группы

 

 

В течение всего года

Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад

 

 

По требованию

 

Индивидуальное по требованию

Октябрь

Анкетирование родителей вновь прибывших детей

«Что нужно знать о ребенке.»

 

 Первая младшая

Ноябрь

Опрос- анкета для родителей

«Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

 

 Подготовительные

Ноябрь

Родительское собрание

«Работа психолога в детском саду.»

Старший возраст

 

Январь - апрель

 

Проект

 

Дружбатерапия

 

Все группы

Пожелания в ящик «Дружбы» для сада и педагогов от родителей

 

Дружбатерапия

 

Все группы

 

Фотовыставка

 

«Мои друзья»

Все группы

 

Конкурс рисунков

 

«Не секрет для всех вокруг: садик – лучший друг!»

Все группы

 

В течение года

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

 

По теме обследования

 

 

Все группы

 

Март

 

Семинар – практикум

 

«Скоро в школу»

 

 Подготовительные

Апрель

Анкета

«Готов ли ваш ребенок к школе»

 

Подготовительные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Взаимодействие педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт.- составитель УдоваО.В.,Коломенец Е.В. – Иркутск, 2013-156с.

  1. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
  2. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.
  3. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.
  4. Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - С. 108-115.

 

23 февраля 2017 в 11:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.